Приветствую Вас, Гость! RSS

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район" Калужской области
Воскресенье, 05.05.2024
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Главная » Файлы » Методическая работа » Обобщение опыта

Опыт работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Ермолино»
23.06.2022, 15:36
Из опыта работы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Ермолино»
в рамках муниципальной опорной образовательной организации по теме
«Изучение основ финансовой грамотности участниками образовательных отношений»

     В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих в жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, она так же жизненно важна для каждого современного человека, как умение писать и считать.
    С 1 февраля 2019 года МОУ «СОШ г. Ермолино» получила статус муниципальной опорной площадки по изучению основ финансовой грамотности участников образовательного процесса. В школе была создана рабочая группа по повышению уровня финансовой грамотности участников образовательных отношений. На основе Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, нами разработана комплексно-целевая программа. Цель программы: формирование у детей моделей рационального финансового поведения, развитие у них необходимых знаний и навыков, обеспечивающих их социализацию и подготовку ко взрослой жизни, а также умений ориентироваться в сложном мире финансов.
Задачи:
1. Определить содержание и средства финансового образования (обучения и воспитания) обучающихся на разных уровнях образования.
 2. Разработать цикл мероприятий и методических разработок по финансовой грамотности.
 3. Разработать цикл мероприятий и лекций для финансового просвещения родителей.
 4. Повысить компетентность педагогов в вопросах финансовой грамотности.
5. Модернизировать развивающую предметную пространственную среду, способствующую решению задач по финансовой грамотности.

      Работу мы начали с изучения нормативно-правовых документов, научно-методической литературы по теме, познакомились с методическими разработками и опытом других организаций на федеральном, региональном, муниципальном уровне. За данный период кадровая подготовка коллектива школы к профессиональному осуществлению деятельности стала достаточно высока и характеризуется высокой степенью сплоченности вокруг идеи повышения финансовой грамотности участников образовательных отношений. Преподаватели системно повышают свою квалификацию на курсах, участвуют в семинарах, конференциях, вебинарах. 
  • ГАОУ ДПО КО «КГИРО» «Содержание и методика основ финансовой грамотности» - 32 педагога;
  • РАНХиГС «Содержание и методика повышения финансовой грамотности обучающихся» - 4 педагога;
  • Российский учебник «Финансовая грамотность в обществознании в основной и средней школе» - 1 педагог;
  • Российский учебник «Финансовая грамотность» - 3 педагога.
  • Прослушано – 15 вебинаров.

Методы построения занятий по основам финансовой грамотности
в рамках федерального государственного стандарта начального, основного и среднего общего образования:
1. Внеурочная модель включает курсы по основам финансовой грамотности в систему внеурочной деятельности обучающихся МОУ «СОШ г. Ермолино» в рамках федеральных государственных стандартов.
В рамках внеурочной деятельности реализовывались следующие программы:
  • кружок «В мире экономики» для обучающихся 1-4-х классов (программа рассчитана на 4 года);
  • кружок «Финансовая грамотность» для обучающихся 5-6 классов (программа рассчитана на 2 года);
  • кружок «Финансовая грамотность» для обучающихся 8- 9 –х классов.
                  

2. Урочная деятельность:
     В начальной школе знакомство с финансовой грамотностью носит пропедевтический характер, поэтому начальное экономическое образование реализуется в рамках других предметов.
Существуют основные подходы к преподаванию финансовой грамотности в начальной школе:
  • Внедрение основ экономических знаний в другие учебные дисциплины (окружающий мир, технологию, математику).
  • Наукообразный подход (знакомство с экономическим словарем в пределах необходимого уровня для ученика начальной школы в доступной непосредственной форме).
  • Профессионально-ориентированный подход, который делает акцент на знакомство обучающихся с разнообразием профессий, связанных с экономикой.
  • Культурно-функциональный подход, который включает в себя формирование общей экономической культуры обучающихся и привитие функциональной экономической грамотности.
      В 7-8 классах, в рамках курса «Обществознание», введены темы по финансовой грамотности в раздел «Человек в экономических отношениях».
В программу 9 класса, в рамках курса «Обществознание» в раздел «Практикум», включены темы по финансовой грамотности. 
В 10 и 11 классах ведется элективный курс «Финансовая грамотность».
Интеграция в урочную деятельность внедрения активных и интерактивных методов обучения финансовой грамотности тоже дает положительный результат (например, участие в сессиях проекта «Онлайн уроки финансовой грамотности» способствовало повышению интереса учащихся к овладению финансовой грамотностью).
Участие в онлайн-уроках подтверждаются сертификатами:

Выявлены трудности по внедрению онлайн-уроков по финансовой грамотности в образовательный процесс. Практически невозможно каждый раз менять расписание под просмотр этих уроков. Возникают также технические трудности. Было бы удобнее, если бы была предоставлена возможность просматривать уроки в удобное время для образовательных учреждений посредством их скачивания. Таким образом, появилась бы возможность создания базы онлайн уроков по финансовой грамотности.
3. Проектная деятельность.
Занятия в рамках проектной деятельности по основам финансовой грамотности были направлены на реализацию социальных, исследовательских и прикладных проектов с финансовой проблематикой и необходимостью разработки бизнес-плана проектов.
Данная работа была использована педагогами школы, как для организации внеурочной деятельности, так и для интеграции курса в отдельные учебные предметы.
4. Социальное партнерство
Налажено сотрудничество с управлением пенсионного фонда Российской Федерации в Боровском районе Калужской области. Проведены встречи учащихся с сотрудниками Пенсионного фонда по темам:
  • Моя будущая пенсия.
В этом году подписано соглашение о сотрудничестве с Калужским филиалом федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Калужский филиал Финуниверситета), совместная работа планируется с 01.09.2022 г.
У нас в гостях волонтеры финансовой грамотности
5. Информационное сопровождение деятельности по формированию финансовой грамотности всех участников образовательного процесса осуществляется через сайт МОУ «СОШ г. Ермолино», страницу ВКОНТАКТЕ «Финансовая грамотность МОУ «СОШ г. Ермолино», школьную газету «ИТОЧКА», газету г. Ермолино «Уголок России».

О нас пишут в газетах.

6. Открытые мероприятия в режиме школы передового опыта.
Согласно плану открытых мероприятий в рамках КЦП были проведены следующие мероприятия:
  • Уроки финансовой грамотности в литературных произведениях – 17.10.2019 г.
  • Финансовая грамотность в обучении английскому языку (Квест-игра) – 27.11.2019г.
  • Семинар «Содержание и методика преподавания тем по банковским услугам и отношениям людей с банками» - 06.02.2020 г.
  • Семинар по итогам работы (по причине самоизоляции) провели только для педагогов, которые входят в рабочую группу по повышению уровня финансовой грамотности участников образовательных отношений МОУ «СОШ г. Ермолино» - 01.06.2020 г.
  • «Повышение финансовой грамотности младших школьников» 16.10.2020 г.
  • «Шопинг, включай мозги» 18.12.2020
  • Круглый стол «Дети и деньги» 18.03.2021
  • «Изучение основ финансовой грамотности участниками образовательных отношений». Планирование по результатам. 14.05.2021
  • «Повышение финансовой грамотности на уроках   русского языка и литературы » -19.10.2021
  •  «Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся 1-4 классов  с использованием проектной деятельности» 07.12.2021 г.
  •  «Формирование основ финансовой грамотности на уроках гуманитарного цикла» 04.04.2022 г.
  • Семинар по итогам работы. «Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у школьников». 24.05.2022 г.
 
Районные семинары:
«Формирование основ финансовой грамотности у обучающихся 1-4 классов
 с использованием проектной деятельности» 
«Повышение финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы»

«Формирование основ финансовой грамотности на уроках гуманитарного цикла»


 
Динамика проведения мероприятий в данном направлении.
       Анализ таблицы показывает увеличение количества мероприятий в данном направлении и увеличение количества их участников. Результатом участия в мероприятиях являются сертификаты и дипломы.

Соболева Наталья Алексеевна,
заместитель директора по ВР
  
     Нашу работу оценили на областном уровне. В конкурсном отборе лучших практик общеобразовательных организаций, находящихся на территории Калужской области, по реализации современных моделей формирования финансово грамотного поведения участников образовательных отношений в 2020 году мы заняли 1 место.

Перспективы нашей дальнейшей работы:
  • Применять различные формы и модели организации образовательного процесса при изучении основ финансовой грамотности.
  • Уделять большое внимание как теоретическому, так и практическому аспектам изучения основ финансовой грамотности на разных ступенях обучения.
  • Продолжить повышение компетентности педагогов в вопросах финансовой грамотности.
  • Продолжить сбор методических разработок.
  • Активизировать взаимодействие школы с финансовыми структурами, что создаст возможность получения информации и опыта «из первых рук».
  • При разработке программ по основам финансовой грамотности учитывать возрастные особенности школьников, что позволит сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность школьникам избежать ошибок во взрослой жизни.
  • Привлекать родительскую общественность в оказании помощи организации образовательного процесса по данному направлению.
Категория: Обобщение опыта | Добавил: Мурашова_Е_Ю
Просмотров: 228 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0