Приветствую Вас, Гость! RSS

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район" Калужской области
Пятница, 26.04.2024
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Главная » 2018 » Февраль » 5 » Муниципальный уровень методической поддержки преподавания ОПК: опыт, проблемы, перспективы
11:06
Муниципальный уровень методической поддержки преподавания ОПК: опыт, проблемы, перспективы

            Январь 2018 г., секция «Основы православной культуры как средство сохранения духовных и нравственных ценностей и формирования культуры взаимодействия Церкви с государством, обществом и СМИ: опыт Калужской митрополии».

      Уважаемые участники секции, коллеги! Позвольте от лица отдела образования, всего педагогического сообщества Боровского района  приветствовать Вас и  особо подчеркнуть важность темы нашей секции, как для общества в целом, так и для каждой семьи, каждого гражданина страны. Время меняет ориентиры, мировоззрение. И мы, руководители,  педагоги, родители, несем особую ответственность за состояние нравственности наших детей, нашего будущего (слайд 1).

      В работе Форума принимает участие небольшая делегация наших  педагогов, с опытом которых знакомы  не только коллеги из района, Калужской области, но и из других регионов страны. Смею Вас заверить, что работа многих моих коллег, образовательных организаций была бы интересна и востребована в формате нашего разговора. И это неслучайно: бесценное духовно-нравственное наследие нашего края, социокультурный подход к проблеме воспитания  детей на протяжении более двух десятилетий формировали траекторию нашего развития, способствовали важному делу духовно-нравственного воспитания молодежи в нашем районе. (слайд2)Напомню: Боровская земля связана с именами многих выдающихся деятелей культуры, науки, военного искусства. К ним относятся адмирал русского флота Д.Н. Сенявин, художник-передвижник И.М. Пряничников, великий математик и конструктор П.Л. Чебышев, врач, основатель научной школы Ф.И. Иноземцев. В Боровске начиналась учительская и научная деятельность родоначальника космонавтики К.Э. Циолковского. В конце прошлого века здесь жил и учительствовал Николай Федорович Федоров – мыслитель-утопист.  Главной достопримечательностью Боровска и популярным местом паломничества был и по сей день остается Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Мы отчетливо понимаем меру своей ответственности за сохранение этого богатого национального наследия, за возрождение  и поддержание духовной традиции в современном мире (слайд 3).

     Уважаемые коллеги! Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Эта задача закреплена в Федеральном законе №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 87), прописаны особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов РФ,  заложено обязательное приобщение школьников к изучению духовной традиции отечественной культуры.

Мы знаем, что в соответствии с федеральными образовательными стандартами процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося, но и как процесс становления его личности, обретения им духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

В этом смысле,  именно, изучение основ православной культуры  способствует воспитанию у школьников уважения к истории, культуре, языку, семье, Отечеству.

(слайд 4) Работу в этом направлении мы начинали очень давно: в 1994 году три школы ввели преподавание курса ОПК в пилотном варианте в форме факультативов и кружков.

Перед  районной методической службой встала задача организации работы с учителями, которые начинали эту деятельность: формирование содержания курса, подбор приемов и методов преподавания. С этого времени  началось наше тесное сотрудничество с А.В. Бородиной, автором программы, где уже четко была выстроена содержательная культорологическая компонента. Вначале особое внимание мы уделили семинарам при  непосредственном участии Аллы Валентиновны с руководителями, которые должны были проникнуться пониманием важности изучения ОПК. Далее на базе этих школ организовывались   теоретические и практические семинары, с открытыми уроками, внеклассными мероприятиями. Возрастало количество учителей и школ, заинтересованных в преподавании  курса. Нам не хватало знаний по теологии, и тогда был организован  постоянно действующий в течение нескольких лет семинар со священнослужителями Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Слова искренней благодарности мы и сейчас говорим епископу Серафиму (в то время наместнику Свято-Пафнутьева Боровского монастыря). Очень много совместных дел, мероприятий было проведено именно по его инициативе. Спасибо.

(слайд5) Напомню, с 2005 года предмет ОПК в Калужской области велся как региональный компонент за счет часов школьного компонента учебного плана. Задача по организации  так необходимых курсов повышения квалификации педагогов была решена:  эти курсы стали проходить в г. Калуга на базе Калужского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (теперь Калужский институт развития образования).

   (слайд 6) Но системным преподавание ОПК стало возможным с внедрением муниципального образовательного проекта «Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры», разработанным Т.В.Анохиной, с ноября 2006 года.    

Муниципальным проектом было предусмотрено не только системное изучение в школах и детских садах курса «Основы православной культуры», но и целенаправленное изменение уклада школьной жизни, формирование новой образовательной среды. Каждая образовательная организация, участвуя в проекте, выстраивала свою модель культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры. Модель культурной среды в каждой школе имела свою специфику, но инвариант у всех один – системное приобщение к основам православной культуры. Именно предмет ОПК рассматривается как системообразующий компонент организации этой работы. Обозначились новые направления организационной и методической деятельности, которые нашли свое отражение в долгосрочной целевой программе «Духовно-нравственное воспитание населения Боровского района»: (вынести на слайд), вот некоторые направления нашей деятельности:

 

-участие в работе муниципального Координационного Совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при администрации МО МР «Боровский район»;

-организация соработничества  ОО и Боровского благочиния;

-создание центров передового педагогического опыта (муниципальный ресурсный методический центр, опорная школа) с развитием сетевого взаимодействия;

-создание РМО учителей, преподающих ОПК;

-выявление успешного  опыта для присуждения премий главы администрации образовательным учреждениям для поддержки образовательных программ  и проектов по духовно-нравственному воспитанию учащихся и воспитанников;

- проведение  праздников светского и церковного календаря с привлечением детей и родителей к их проведению;

-проведение научно-практических конференций, образовательных чтений;

-организация сотрудничества по вопросам духовно-нравственного воспитания с другими районами, субъектами РФ .

-интеграция основ православной культуры в учебные дисциплины;

-укрепление учебно-методической и материально – технической базы преподавания данного предмета;

-создание кабинетов ОПК в образовательных организациях.

-издание краеведческого пособия для обучающихся начальных классов  «Родники»;

 

(слайд 7) И вновь хочу особо отметить на этом этапе деятельности наше результативное сотрудничество со Свято - Пафнутьевым Боровским монастырем (проведение семинаров, круглых столов, участие священников в работе РМО, организация паломнических поездок), состоялось закрепление священнослужителей за ОО, которое позволило спланировать совместную внутришкольную работу. Можно утверждать, что в этот период формируется  успешный опыт создания модели культурной среды в ряде школ,  их опыт транслируется не только на уровне района, но и в регионе, и в России. К 2010 году во всех наших школах  обучающиеся имели возможность приобщаться к истокам православной культуры.

   Ежегодно, анализируя эффективность работы в данном направлении, мы пришли к выводу, что содержание духовной компоненты данного курса необходимо включать в воспитательный процесс как можно раньше и привлекли к этой  деятельности в пилотном варианте два дошкольных учреждения. Наше сотрудничество с Аллой Валентиновной не прекращалось, и вновь консультантом и помощником  стала ее команда.

 Количество дошкольных организаций, включенных в эту деятельность, год от года увеличивалось. Видя искреннюю заинтересованность наших педагогов-дошкольников, Алла Валентиновна, как президент Межрегионального общественного фонда содействия развитию образованию и культуры «Основы православной культуры», подарила каждому детскому саду района УМК «Основы православной культуры». Необходимость более предметного общения подтолкнула нас к организации РМО воспитателей, ведущих работу по изучению основ православной культуры. (слайд 8) Вот такое значительное увеличение количества воспитанников мы наблюдаем в 2010 г. Сейчас большую помощь по вопросам духовного содержания нашим педагогам – дошкольникам уже на протяжении трех лет оказывает  Благочинный Боровского района протоиерей Игорь Павлов, проводя просветительскую деятельность в рамках постоянно действующего семинара.

(слайд 9 ) С введением стандартов в общеобразовательных школах начался новый этап организации преподавания курса ОПК: в обязательном порядке была введена предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), состоящей из шести модулей, а на уровне основного общего образования - в реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Школы района ,как нам казалось, были уже подготовлены к введению этих предметных областей Методическая служба организовала изучение новых УМК, провела работу по презентации различных форм  реализации  предметной области ОДНКНР. Безусловно, невозможно переоценить результат  деятельности нашего регионального института развития образования : организованная курсовая подготовка позволила вывести деятельность наших педагогов по реализации этих областей на более высокий  компетентностный  уровень, но вопросы ещё остаются.

(слайд 10) Сегодня мы имеем 100% выбор модуля ОПК четвероклассниками района, а это 679 обучающихся. Эта тенденция стабильна в течение шестого года изучения курса ОРКСЭ, несмотря на то, что статистика показывает увеличение количества обучающихся в школах района другого вероисповедания. Это является результатом грамотно построенной работы с родителями педагогов, которые могут профессионально сориентировать родителей на выбор ОПК для формирования нравственности детей, выстроенной на духовном фундаменте отечественной культуры, неразрывно связанной с православием. Работа в этом направлении продолжена : в 5 кл. 100% пятиклассников изучают ОПК в рамках предметной области ОДНКНР; в 6-7 кл. 20% ребят продолжают заниматься в кружках духовно-нравственного направленности.

В 13 дош.учереждениях ,а это 62% (,) также изучают ОПК в форме кружковой работы. 

 Можно сказать, что в образовании Боровского района созданы необходимые условия и сложилась система работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся: так в области обеспечения материально – технических условий:

  • 100% обучающихся обеспечены учебниками  А.В.Бородиной для изучения модуля ОПК  в курсе ОРКСЭ, но в связи с увеличением числа обучающихся предстоит докупить недостающие учебники для реализации предметной области ОДНКНР. Все дошкольные учреждения обеспечены УМК.
  • В библиотеках школ собрана соответствующая подборка литературы духовно-нравственного содержания.

 

  • В четырех ОО функционируют кабинеты основ православной культуры.

 

Мы понимаем, что главными составляющими получения качественного результата этого направления деятельности  являются подготовленные компетентные кадры.

Педагоги, ведущие эту деятельность, имеют необходимую подготовку и руководствуются в своей работе «Методическими рекомендациями по изучению курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных организациях Калужской области, разработанные нашим институтом развития образования.

Всего в районе курс ОПК преподает 63 педагога (учителя нач.классов, истории, ОПК и др.).Все они прошли курсовую подготовку  на базе  ГАОУ ДПО КГИРО в рамках трех лет.

В районе созданы два методических объединения учителей «Основ православной культуры» и ОРКСЭ» и воспитателей дошкольных образовательных организаций, преподающих основы православной культуры. Школа №3 г.Балабаново уже в течение 10 лет является опорной.    

Наши педагоги   ежегодно принимают активное участие в работе  Образовательных чтений муниципального и регионального уровней: даются открытые уроки, обобщается опыт работы педагогов, ОО, который практически ежегодно   отмечается  на Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя»: с 2009 года 9 побед регионального уровня в различных номинациях.

  • (слайд 11) Учитель МОУ «Средняя общеобразовательная  школа №1 г.Балабаново» Гранкова А.А. названа абсолютным победителем VI межрегионального конкурса «Лучшая образовательная организация по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи «Вифлеемская звезда».(это вторая победа в данном конкурсе)

 

 

  • В рамках реализации федеральных стандартов каждой школой в обязательном порядке разрабатывается и реализуется образовательная программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Она включает в себя помимо учебной, внеучебную, внешкольную деятельность, которая осуществляется во взаимодействии школы, семьи, общественных религиозных организаций

 

  (слайд 12) Увеличивается количество обучающихся, участвующих в различных конкурсах, конференциях,   данного направления:  традиционными стали фестивали «Вифлеемская звезда», «Красная Пасха»,  на муниципальном уровне ребята участвуют в научно-практической конференции «Юные исследователи» (номин. «Дорога к храму»), научно-практической конференции проектно-исследовательских работ «Хочу все знать» (номин. «Живые родники»);   в конкурсах Калужской патриархии. Для многих жителей района участие  вместе со своими детьми в православно-ориентированных мероприятиях становится доброй семейной традицией.

 

Особо хочется отметить ежегодное стабильное и результативное участие наших ребят  во  Всероссийской олимпиаде по Основам православной культуры.

В этом учебном году по итогам олимпиады получили дипломы победителей и дипломантов муниципального этапа 18 обучающихся -43 % от всех участников, что говорит о  серьезной работе наших педагогов.

 

(слайд13) Хочу обратить Ваше внимание на наши сборники: отдел образования выпустил уже пятую редакцию сборника – тетради, краеведческого пособия  для учащихся начальной школы  «Родники, или путешествие по родному краю», в котором отдельные главы посвящены православной тематике, с использованием проектной деятельности учащихся, направленной на изучение духовной традиции родного края. В декабре был подготовлен новый сборник «Лучших управленческих практик», в котором представлен опыт работы трех образовательных организаций по духовно-нравственному развитию детей. 

 

 (слайд14) Думаю, что выражу общую надежду на то, что опыт – как положительный, так и отрицательный - накопленный  в сфере духовно-нравственного воспитания, образования, будет нами обязательно учтен при определении задач на перспективу. Главными из них мы видим:

 создание условий для формирования профессионального педагога, выявление и диссеминация передового опыта, его обобщение, а также использование новых форм  сотрудничества со священнослужителями Боровского района.

 

Святитель Феофан Затворник сказал: « Дела … от цели доброй становятся добрыми, от худой худыми. Вообще, чем выше цель, тем чище и совершеннее дело». Желаю участникам сегодняшней секции, посвященной проблемам духовно-нравственного воспитания, кропотливой и вдумчивой работы, интересного общения и новых творческих планов. 

 

 

   

Просмотров: 738 | Добавил: Мурашова_Е_Ю | Рейтинг: 0.0/0