Приветствую Вас, Гость! RSS

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район" Калужской области
Понедельник, 08.12.2025
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Главная » Файлы » Список » Обществознание

Требования к проведению и оцениванию работ школьного этапа по обществознанию
[ Скачать с сервера (26.3 Kb) ] 17.10.2025, 14:35
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию
  2025–2026 учебный год
Школьный этап
 Требования к проведению и оцениванию работ школьного этапа

Школьный этап олимпиады проводится по заданиям, разработанным для обучающихся 8-11 классов.
 Тиражирование материалов в день проведения олимпиады;
 Регистрация участников школьного этапа проходит до размещения их в аудиториях.  
 При проведении олимпиады каждому участнику должно быть предоставлено отдельное рабочее место, оборудованное с учетом требований к проведению олимпиады по каждому общеобразовательному предмету.
До начала соревновательных туров для участников проводится краткий инструктаж, в ходе которого они будут проинформированы о продолжительности олимпиады, справочных материалах, средствах связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады, правилах поведения, запрещенных действиях, датах опубликования результатов, процедурах анализа олимпиадных заданий и их решений, показа работ и порядке подачи апелляции в случаях несогласия с выставленными баллами.
Во время проведения соревновательных туров участникам запрещается:
 общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории;
 выносить из аудиторий и мест проведения олимпиады олимпиадные задания на бумажном и (или) электронном носителях, листы ответов и черновики, копировать олимпиадные задания;
 обмениваться любыми материалами и предметами, использовать справочные материалы, средства связи и электронно-вычислительную технику;  
 покидать место проведения без разрешения организаторов или членов оргкомитета.
В случае нарушения установленных правил участник олимпиады удаляется из аудитории, а его работа аннулируется. В отношении удаленного участника составляется акт, который подписывается представителем организатора или оргкомитета.
Опоздание участников олимпиады к началу ее проведения, выход из аудитории участников по уважительной причине не дают им права на продление времени выполнения заданий соревновательного тура. При этом запрещается выносить олимпиадные задания (бланки заданий), черновики и бланки ответов.
Каждому участнику выдаются:
 бланк заданий;
 бланк ответов;
  листы для черновиков.
До начала работы участники олимпиады под руководством организаторов в аудитории заполняют титульный лист. Титульный лист заполняется от руки разборчивым почерком буквами русского алфавита. Время инструктажа и заполнения титульного листа не включается во время выполнения олимпиадных заданий.
После заполнения титульных листов участники одновременно приступают к выполнению заданий.
Задания выполняться участниками только на бланках (листах) ответов, выданных организаторами.
За 30 минут и за 5 минут до времени окончания выполнения заданий организаторам необходимо сообщить участникам о времени, оставшемся до завершения выполнения заданий.
Участники олимпиады, досрочно завершившие выполнение олимпиадных заданий, могут сдать их организаторам и покинуть место проведения соревновательного тура.
Участники олимпиады, досрочно завершившие выполнение олимпиадных заданий и покинувшие аудиторию, не имеют права вернуться для выполнения заданий или внесения исправлений в бланки (листы) ответов.
После окончания времени выполнения олимпиадных заданий все листы, используемые участниками в качестве черновиков, должны быть помечены словом «черновик». Черновики сдаются организаторам, членами жюри не проверяются, а также не подлежат кодированию.
Бланки (листы) ответов сдаются организаторам, которые после окончания выполнения работ всеми участниками передают их работы членам оргкомитета (шифровальной комиссии).
8 КЛАСС
  Время выполнения - 90 минут.
Максимальное кол-во баллов – 100.
 ЗАДАНИЕ 1. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.
За каждый правильный ответ-2 балла. Всего за задание-8 баллов.
ЗАДАНИЕ 2. Приведите в соответствие понятия и их определения.
За каждый правильный ответ-2 балла. Всего за задание-8 баллов.  
ЗАДАНИЕ 3. Используя ВСЕ приведенные слова и словосочетания, составьте определения трех экономических понятий. Вы можете изменять приведенные слова и словосочетания (по родам, числам, падежам). Запишите экономические понятия и составленные Вами их определения. 
Максимальный балл за задание-6.
ЗАДАНИЕ 4. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
За каждый правильный ответ-1 балл. Всего за задание-10 баллов. 
ЗАДАНИЕ 5. Решите логическую задачу. Ответ обоснуйте. 
Всего за задание – 4 балла.
ЗАДАНИЕ 6. Выберете и вставьте в текст пропущенные слова из приведенного ниже списка. Вы можете изменять их по родам, числам, падежам соответственно контексту. Одно слово используется один раз. В списке есть лишние слова.
Каждое верное соотнесение – 2 балла, всего за задание- 10 баллов.
ЗАДАНИЕ 7.  Из нескольких вариантов ответа выберите все верные ответы. Запишите их в таблицу.
За каждый правильный ответ-2 балла, любая неточность-0 баллов. Всего за задание – 20 баллов.
ЗАДАНИЕ 8. Решите экономическую задачу. Ответ обоснуйте.
Максимальное количество баллов за задание -7.
ЗАДАНИЕ 9. Решите юридическую задачу. Ответ обоснуйте.
Максимальное количество баллов за задание -7.
ЗАДАНИЕ 10.
Перед вами высказывания мыслителей, учёных, политиков, писателей. Выберите то из них, которое станет темой Вашего сочинения - эссе.
Ваше задача – сформулировать своё собственное отношение к данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. Максимальный объём эссе – страница.
Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:
1) Обоснование выбора темы. (Почему выбрана данная тема: её значимость для развития одной из базовых наук, отражённых в курсе обществознания; значение для социальной практики; причины интереса к данной теме).2 балла
 2) Представление собственной точки зрения при раскрытии темы. (Суть и умение её сформулировать). 3 балла
3) Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений. (Оценивается качество аргументов, данных в пользу вашей точки зрения). 5 баллов
4) Раскрытие проблемы на теоретическом уровне. (Опора на научные теории, владение понятия курса). 3 балла
5) Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт. 3 балла
6) Владение обществоведческими знаниями, понятиями курса. 2 балла
7) Свободная композиция и непринужденность повествования. 2 балла
Максимальное количество баллов за задание -20.
9 класс
Время выполнения120 минут.
Максимальное кол-во баллов – 100.
ТУР IМаксимальное количество баллов за тур – 70.
ЗАДАНИЕ 1. Приведите в соответствие имена ученых и высказывания.
За каждое правильное соответствие – 1 балл, максимум – 4 балла
ЗАДАНИЕ 2. Приведите в соответствие понятия и их определения.
За каждое правильное соответствие – 1 балл, максимум – 4 балла
ЗАДАНИЕ 3. Используя ВСЕ приведенные слова и словосочетания, составьте определения трех экономических понятий. Вы можете изменять приведенные слова и словосочетания (по родам, числам, падежам). Запишите экономические понятия и составленные Вами их определения. 
Максимум за задание – 6 баллов
ЗАДАНИЕ 4.  «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
За каждый верный ответ - 1 балл, максимум – 10 баллов
ЗАДАНИЕ 5. Решите логическую задачу. 
Максимум за задание – 4 балла
ЗАДАНИЕ 6. Выберете и вставьте в текст пропущенные слова из приведенного ниже списка. Вы можете изменять их по родам, числам, падежам соответственно контексту. Одно слово используется один раз. В списке есть лишние слова. 
За каждое правильное соотнесение – 2 балла, максимум – 10 баллов
ЗАДАНИЕ 7. Из нескольких вариантов ответа выберите все верные ответы. Запишите их в таблицу.
За каждый правильный ответ-1 балл, любая неточность – 0 баллов,  максимум -10 баллов
ЗАДАНИЕ 8. Решите экономическую задачу. Ответ обоснуйте.
Максимум за задание - 6 баллов
ЗАДАНИЕ 9. Решите юридическую задачу. Ответ обоснуйте.
Максимум за задание - 6 баллов
ЗАДАНИЕ 10. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Всего 10 баллов за задание.
ТУР II.  Максимальное количество баллов за тур – 30.
Ознакомьтесь с фрагментом из статьи Б.А. Кистяковского «В защиту права (Интеллигенция и правосознание)», опубликованной в сборнике «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции» (Москва, 1909 г.). Ответьте на прилагаемые вопросы.

10-11 классы
Время выполнения 120 минут.
Максимальное кол-во баллов – 100.
Задание 1. Если вы согласны с утверждением, напишите в таблице «да», если не согласны – «нет».
По 2 балла за каждый верный ответ. Всего 6 баллов за задание.
Задание 2. Ниже представлены разные формы вложения в человеческий капитал. Укажите четыре, которые будут наиболее эффективными. По 2 балла за каждый ответ.
Всего 8 балла за задание.
Задание 3.Задание на ряды: укажите понятие, выпадающее из общего ряда:
Всего 2 балл за задание.
Задание 4. Задание на установление соответствия:
Всего 8 баллов за задание.
Задание 5. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной семьи и запишите цифры, под которыми они указаны.
Всего 4 балла за задание.
Задание 6. Политологическая задача. Всего 8 баллов за задание.
Задание 7. Задание на соответствие.
Всего 12 баллов за задание.
Задание 8. Логическая задача.
Всего 2 балла за задание, в том числе: 1 балл за правильный ответ; 1 балла за полное корректное обоснование.
Задание 9. Юридическая задача. Всего 4 балла за задание.
Задание 10.
Найдите в тексте, как можно определить отношение российского общества к … Используя статистические данные, докажите, что указанные группы отличаются по своим социально-демографическим характеристикам. Ответьте на поставленные вопросы.
Всего за задание 10 баллов.
Задание 11.
Перед вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) вы будете ее рассматривать.
Ваша работа будет оцениваться жюри по следующим критериям:
1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование ее значимости для общественных наук и социальной практики.
2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы. (Необходимо сформулировать вашу точку зрения на обществоведческую проблему, а не выразить отношение к авторскому высказыванию – согласие или несогласие с авторским высказыванием).
3. Уровень аргументации:
а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения
Критерии оценивания сочинения эссе.
1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование ее значимости для общественных наук и социальной практики.
2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения по сформулированной обществоведческой проблеме. (Если точка зрения автора эссе сводится к пересказу выбранного высказывания или констатации согласия или несогласия с ним, то по данному критерию выставляется 0 баллов.)
3. Уровень аргументации:
а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения
темы.
До девяти  баллов за каждый критерий. Максимум за задание – 36 баллов.
Категория: Обществознание | Добавил: Полетаева_Н_Н
Просмотров: 35 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0