Приветствую Вас, Гость! RSS

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район" Калужской области
Четверг, 03.10.2024
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Главная » Файлы » Методическая работа » Обобщение опыта

Опыт работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Боровск»
24.06.2022, 15:09
«Пять шагов к вершине»
(из опыта развития системы самоуправления МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Боровск»)


Вместо предисловия…
 
Все началось с карты. Да-да, прямо как в «Кондуите и Швамбрании» Льва Кассиля. Сначала в первой боровской школе появилась карта, а потом и государство под названием республика «Фарватер». С тех пор утекло много воды, многое изменилось, но поколебать уверенность в том, что самоуправление должно быть в школе, у времени не получилось.
Самоуправление в нашей школе зародилось в нулевых. Тогда во всех школах срочно начали создавать свои республики, страны, «лэнды» и т.д., сами толком не зная, как и что именно нужно делать. Законодательной базы нет, методичек тем более. В общем, каждый «плавал» в этом и выкарабкивался как мог. Однако идея создать в школе нечто похожее на собственное правительство, готовое влиять на жизнь школьников, вдохновила и учащихся, и педагогов. Мы придумали игровую модель «Республика «Фарватер». У нас появился свой первый президент, свои «сектора» (направления) работы. Все это очень напоминало советскую партийную иерархию (октябрята, пионерия, комсомол). 
Сколько же ошибок было сделано на пути построения собственной модели самоуправления! Уже одно то, что в республику вошли все кружки, работающие в школе, а ребята воспринимали самоуправление исключительно как подготовку и проведение мероприятий, особенно дискотек, чего стОит.  Однако на волне энтузиазма и педагогов, и детей были созданы собственные газета и радио, у нас отлично работал школьный совет профилактики «Разбор полетов», и, конечно же, школьные мероприятия стали гораздо интереснее. Мы прочитали всю литературу, которую смогли найти в то время, и получилось нечто интересное и новое, что привлекло к работе всегда занятых учителей и равнодушных к внеурочной деятельности детей. Через несколько лет мы заявили о себе на областном уровне, ездили в Москву на конференцию. Однако понимали, что что-то не так устроено в нашей любимой республике.
Прошло более десяти лет. За это время интерес к самоуправлению поутих, педагог, который занимался этим, ушел из школы, им стали заниматься по остаточному принципу. На 2018 год в школе существовало то самое, «законсервированное» во времени самоуправление, которое было на момент его создания. Отличало только отсутствие энтузиазма у детей и педагогов и абсолютное непонимание того, чем и как должно это самоуправление заниматься. И это вполне объяснимо. В школе никогда не получится поставить работу самоуправления «на рельсы» (чтобы поезд двигался самостоятельно, а процесс шел как будто бы сам по себе), если им не заниматься: год-два, максимум три, и ребята, которые набрались опыта в команде ШУСа, уходят, младшие оказываются не в курсе от слова «совсем», что было до них в самоуправлении. То есть «система» в самоуправлении возможна только при нескольких обязательных условиях: 1. Наличие хорошо обученного и горящего делом педагога - координатора школьного самоуправления, который может научить и направить ребят; 2. Преемственность поколений (конечно, громко сказано, но в школе это не на заводе или среди педагогов, где одни и те же люди будут работать по 20, 30, а то и по 40 лет, и за это время их опыт становится все весомее). В самоуправлении работа в этом направлении должна идти ежегодно и ежедневно. 3. Способность школы «не отставать» от времени и адекватно реагировать на изменения в обществе и т.д., отказываться от чего-то напрочь, а что-то менять.  Пожалуй, это те три кита, на которых основывается успешность и продуктивность работы ученического самоуправления. Все остальное решаемо. 
Пожалуй, еще очень важно, чтобы весь педагогический коллектив, администрация, родители понимали важность самоуправления в процессе воспитания человека.

 
Школьное самоуправление. «Перезагрузка».
 
Итак, в 2018 году самоуправление в школе представляло собой актив ребят, в основном, одноклассников, к которым педагоги обращались за помощью в проведении классных часов, школьных мероприятий. Конечно, «день самоуправления» тоже был. Радиопередачи продолжали выходить так же, как и когда-то давно: учитель писал сценарий, а дети его озвучивали. Газету издавал один человек, он же писал статьи. Выходила она один раз в четверть. Говорить о собраниях команды, об обсуждении плана работы, сотрудничестве с администрацией школы и т.д. не приходилось. Социальные сети не работали. На январь 2018 года в школьной группе было 62 человека. Там месяцами не было обновлений. Радовало одно – в школе по-прежнему были ребята, желающие быть полезными. Все это объясняется тем, что у педагогов - чрезмерная занятость, в школе не было взрослого, отвечающего за данное направление работы, а также, и это, наверное, главное, «недооценивание» самоуправления в школе как важнейшего механизма воспитания гражданина и просто человека. Дети, родители и учителя считали, что это игра и не больше.
Необходимо было в первую очередь переломить ситуацию с пониманием роли самоуправления в школе и разъяснить доступно и интересно, что и как происходит в школе при грамотной работе ШУСа, а еще нужно было мотивировать ребят работать в самоуправлении не для «галочки», а для реальных изменений в себе, в своих однокашниках, в жизни в школе и в городе. Мы с ребятами прошли пять важных шагов от «может, попробовать?..» до «я должен» к тому самоуправлению, которое было признано в 2021 году лучшим в Калужской области и седьмым в России. 

Шаг первый.
«Может, попробовать?..»

 
Начали мы в первую очередь с учащихся. Почему с них? Если дети начнут работать, реализовывать настоящие, стоящие дела, активно содействовать решению проблем школы, по-хорошему «вмешиваться» в план
воспитательной работы, чтобы повернуть его лицом к школьникам и т.д., тогда и взрослые начнут к ним относиться по-другому. Что мы сделали? Начали обучать активных детей, которые сами пришли в кают-компанию республики, и лидеров классов. Воркшопы, тренинги, деловые игры по разным направлениям (командообразование, ивент-менеджмент, работа в социальных сетях и многое другое, что особенно актуально среди ребят) https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_440 помогли набрать первую работающую команду самоуправления, то есть просто выделить активных ребят, готовых работать  с администрацией школы, с ровесниками, с педагогами. Не все так просто и не быстро происходило. Кто-то приходил и оставался, но многие выходили из команды, потому что понимали, что на это нужно много времени, а главное, эта работа требует огромной ответственности.
Одним из удачных шагов в перестройке самоуправления стала работа школьной страницы «ВКонтакте». Возможно, именно это во многом пробудило интерес ребят (ведь социальные сети – это большая часть их жизни, близкая и понятная им)  и дало надежду на то, что они сами смогут переломить ситуацию. Мы поставили себе задачу – за один год увеличить численность подписчиков группы с 60 до 1000 человек (если уж планы – то наполеоновские!). Найти подписчиков можно, труднее удержать. Ряд занятий по публикациям в соцсетях дали результат: в каждом классе появился свой журналист, который предлагал пост в школьную группу на самые разные темы.
https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_700  Расчет был прост: одноклассники, родители автора и родители одноклассников, учителя поддержат пост. Чем больше подписчиков отметят публикацию, тем больше людей ее увидят, ею заинтересуются. Понятно, что всем гораздо ближе новости, непосредственно связанные с ним или со знакомыми людьми, чем то, что написано слишком общо. (https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_1613) К тому же ребятами была придумана и введена своя «денежная единица» - компасик за каждую публикацию от класса, а по итогам полугодия класс награждается кубком «Горячий репортаж». https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_1558  Результат порадовал – через год у нас была тысяча подписчиков. Количество наших подписчиков на сегодняшний день приближается в полутора тысячам при учете, что после окончания школы многие ребята выходят из школьной группы. Это свидетельствует о том, что группа интересна, на нее постоянно подписываются все новые люди. (https://vk.com/pervayaborovskaya)
 
Шаг второй.
«Я ничего не знаю…»
 
Дети «зажглись» - пора была переходить к более серьезным темам для обучения: цель, задачи, устройство самоуправления. В чем разница между объединением по интересам и самоуправлением? Мероприятия ли – основная работа актива школы? Президент и его команда – это самая привилегированная часть старшеклассников? В головах был полный кавардак. https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_266
Кроме проведения собственных лекций и тренингов, мы пригласили в гости администрацию города Боровска. Ведь, по сути, модель школьной республики идентична модели городских властей. Глава администрации города, ее сотрудники рассказали о том, как и над чем работает администрация, в чем заключаются ее задачи и каковы направления работы.
Тогда же началась активная работа по налаживанию преемственности. Мы организовали нескучную школу «РОСТок», в которой готовили активистов и будущих членов самоуправления, начиная с 5 класса. (https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_1942). В игровой форме рассказывали о том, что такое инициатива и почему ее не нужно бояться, что такое социальный проект, как создать самоуправление в классе и т.д. (https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_2430, https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_1610).  
Не последнюю роль в обучении сыграли и наши школьные кружки. Во-первых, art-студия «Твой выход!». Там ребята обучались подготовке любого мероприятия «под ключ». А такой подход к делу аналогичен построению любой работы и любого проекта. Постановка цели, задач, понимание социального заказчика - в общем, эта практика стала очень полезной для активных ребят. Во-вторых, кружок «Медиашкола» (
https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_2085)  учил ребят работать в текстовых, звуковых и видеопрограммах, тем самым готовя кадровый потенциал для пресс-центра самоуправления.
И, безусловно, огромную помощь в обучении будущих лидеров оказывают лагеря актива, организованные Калужским РСМ. Наши ребята – постоянные участники таких «обучалок». (https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_3488)
Однако не нужно думать, что все так прекрасно и легко получалось. Из достаточно большого числа желающих остаются единицы самых-самых. И что любопытно! Как правило, это одни и те же дети, которые везде участвуют. Соответственно, возникает проблема чрезмерной занятости одних и тех же школьников и необходимости расставлять приоритеты. Бывало, что мы «теряли» ребят с хорошим потенциалом.
 

Шаг третий.
«Ура! Заработало!»


Наконец-то отдельные центры начали работать, и мы стали получать позитивные результаты нашей работы. Провели выборы президента школы (https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_1992),  сформировали команды по направлениям, даже инаугурацию сделали. На первый взгляд, все работает (https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_2093). 
Это касается, прежде всего, медиасферы (туда было вложено больше всего усилий): призовые места в районе и области за школьную газету, фотографии, видеоролики. Регулярные публикации в школьной странице в «ВК» (
https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_1788).
Важно и то, что самоуправление начало работать в направлении улучшения и изменения школьной жизни. Изначально ребята не могли поверить, что их проблемы могут быть услышаны. А их, оказывается, еще и можно решить. Сначала круглый стол, на котором представители классов озвучили свои пожелания к изменениям в школьной жизни, продемонстрировал широчайший диапазон озвученных проблем. Все было записано, а потом активисты проанализировали и классифицировали проблемы. Оказалось, что бОльшую часть проблем не решить на уровне школы: они либо касаются учебного плана, предметов, количества уроков в неделю, то есть затрагивают образовательный процесс, внести изменения в который вряд ли возможно; либо носят исключительно субъективный характер (не нравится учитель и т.п.). Однако были и такие предложения, реализовать которые было вполне по силам. Например, устройство велопарковки у школы, ремонт туалетов, ассортимент в школьном кафе, дизайн холлов на этажах и т.д. 
По итогам круглого стола состоялась пресс-конференция с администрацией школы. Предложения ребят были выслушаны. После обсуждения проблем, аргументации ребят из самоуправления все пришли к соглашению о взаимовыгодном сотрудничестве. Например, школа готова закупить в холлы новую мебель, но школьники берут на себя ответственность за ее сохранность. И это было верным решением. Нельзя только просить и требовать, надо сотрудничать, быть партнером, понимать, что все дается нелегко наконец, нести ответственность и не только за себя.
Сейчас в школе есть своя велопарковка, закуплена новая мебель на 4 этаж (
https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_3389), дизайн оформления этого же этажа также придумали ребята. И да! Туалеты на 4 этаже отремонтированы.
Не все пока сделано, но первый успехи вдохновили ребят. Во втором полугодии прошлого учебного года в школе была введена новая традиция – «тематические дни». Последний день четверти отдан ребятам в плане стиля одежды. «Стиль 80-х» и «Леди и джентльмены» уже побывали в школе
(https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_2998, https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_3333). И уже сейчас видно, что данная инициатива приживется в школе. Больше года ребята ждут решения проблемы с установкой на этажах больших телевизоров, при помощи которых они смогли бы транслировать новостные выпуски, афиши мероприятий и многое другое. Однако они понимают, что это немалые средства, которых пока нет в школе.
Коснулись изменения и внеурочной деятельности. По инициативе ребят каждому классу было присвоено имя знаменитого земляка. Теперь у каждого коллектива есть свой герой и ежегодно школьники будут отчитываться о своей работе в этом направлении.
https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_833
Все эти успехи нельзя было назвать систематическими. «Машина» самоуправления далеко не совершенна. Иногда она пробуксовывает, в некоторых направлениях сильно пробуксовывает. Поднимаем одно из направлений – «тонет» другое. Конечно, дело во времени и в количестве «волшебных пинков», получаемых ребятами от координатора самоуправления. Школьники стали сильнее, но еще далеко не самостоятельными.
 
Шаг четвертый.
«Мне нравится».

Объявленная в прошлом учебном году предвыборная кампания в органы ученического самоуправления стала неким положительным показателем работы ШУСа (https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_3347). Подали заявки более 20 человек с 6 по 10 класс. Это успех. Такого количества претендентов у нас никогда ранее не бывало. Это значит, что ребятам нравится и хочется работать в команде самоуправления. Возможно, такому ажиотажу способствовала проведенная итоговая общешкольная конференция, которая была очень оживленной (https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_3329).  У каждого из потенциальных координаторов есть свои идеи, инициативы, однако и отсутствие опыта и знаний тоже имеется (https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_3366). Среди тех, кто подал заявку, есть те, о ком нынешний совет и не слышал (то есть они никак не «высветились» в своей активности). Время покажет, но желание работать ради улучшения школьной жизни не может не радовать.
Самый многочисленный центр в самоуправлении – пресс-центр. Ребята, окрыленные успехом в медиасфере, решили продолжить работу в этом направлении. Пресс-центр разделился на три направления (радио
https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_2699,  газета https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_2398, телевидение https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_2526), для работы в каждом из направлений была сформирована команда,  а также команда корреспондентов, которые могли бы работать на каждое из направлений. На данный момент это, пожалуй, единственный центр в ШУСе, способный без напоминаний работать «под ключ»: они, найдя инфоповод, заранее распределяют обязанности для наиболее плодотворной работы. Возможно, здесь им помогли советы и занятия от Районного информационного центра, директор и сотрудники которого с удовольствием сотрудничают с нашей школой. А опыт проведения интервью с главами администрации Боровского района и г. Боровска вдохновил ребят на дальнейшую работу в журналистике. (https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_2916).  Они поняли, что любой сюжет требует большой подготовки и ответственности. Теперь уже сторонние организации привлекают школьный пресс-центр для освещения их деятельности. (https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_3557)
Наши СМИ сотрудничают также со школьным музеем. Недавно было снято несколько сюжетов о герое Чеченской войны Илье Гаранине и о знаменитом земляке боровчан адмирале Дмитрии Сенявине.
Большой опыт самоуправлению школы принесло сотрудничество с музеями города, в частности, участие в проекте «Юный взгляд на старинный город», поддержанном фондом Тимченко и программой «Культурная мозаика малых городов и сел».
https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_1513 Силами наших ребят в Боровске был создан первый аудиогид по городу. Здесь был опыт и командной работы, и работы с аудиоаппаратурой и аудиопрограммами, и опыт ведения экскурсий. Получить реально важный для города продукт – аудиогид – что может быть лучше в роли осознания важности своего труда? Этот проект подружил нас и с администрацией города, которая стала партнером в этом проекте. Также благодаря проекту школьное телевидение получило видео- и световую аппаратуру.  (https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_2540).
Не забыли мы и про опыт сити-менеджеров города и района. В течение трех лет школа и городские и районные власти сближались, находили все новые точки соприкосновения.
И, как результат, возникновение традиционной деловой игры «Есть контакт!», в которой играют команды представителей разных уровней власти, действующая команда ШУСа, команда кадрового резерва ученического самоуправления. Игра выстроена таким образом, чтобы помочь взрослым решить проблемы с точки зрения юного поколения, которые предлагают иногда неординарные креативные подходы к проблеме, а взрослые объясняют учащимся, как с точки зрения законодательства решать свои проблемы. (https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_3128).
Результатом такого сближения стало приглашение Главы администрации Боровского района наших активистов на стратегическую сессию, посвященную развитию города и района. Выступления ребят, их «юный взгляд» на проблемы старинного города заслужили наивысших похвал от представителей госструктур со всей области.
И еще один приятный бонус работающего самоуправления – ребята могут делиться опытом с другими школами. Это произошло за прошедший год дважды.
Интересно наблюдать, с каким трепетом и волнением ребята готовятся к подобного рода делам. (https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_3360)
Самым большим достижением на этом шаге стала победа в областном конкурсе «Школьная республика». А потом наша команда стала седьмой по итогам уже Всероссийского конкурса ученических советов. Результатом стало так же и то, что мы поняли, как мало еще сделали и сколько еще сделать предстоит. До совершенства еще далеко.
Пришла идея обучения гибких навыкам ребят, начиная с пятого класса. Поскольку школа самая большая в районе (почти 1300 учащихся), многие школьники просто «теряются» в ней, боятся выйти с инициативой, не знают, как презентовать свои идеи и т.д. В этом году мы придумали пятидневный обучающий экспресс-лагерь «Успех». За это короткое время тренеры-старшеклассники, педагоги, выпускники познакомят ребят с отдельными навыками и проведут тренинги. Первый «блин» не оказался комом. Опыт показал эффективность создания атмосферы гибких навыков, что пока, к сожалению, невозможно создать в учебном процессе и в школе в целом. Непривычная для ребят форма работы, интенсивный график, общение с участниками лагеря «на равных» привлекли к обучению 24 человека в первую смену.
Мы получили отличные отзывы о работе и обучении и неплохие результаты тестирования в финале. Это начало большой и пока незнакомой работы. Думается, она обязательно принесет свои плоды и поможет поднять УСУ на более высокий и профессиональный уровень.
 
Шаг пятый.
«Я должен».

 
Эта глава будет самой короткой. И это нормально, поскольку, достигнув этой ступени, мы поймем, что воспитали настоящего гражданина нашей страны. Он не равнодушен к проблемам других, он знает, как их решать, и он решает их, сотрудничая не только с командой школы, но и с теми людьми, структурами, учреждениями, которые смогут помочь окружающим.
Все эти качества, безусловно, может воспитать работа в самоуправлении. Ведь школьная республика – это модель жизни. В ней все по-настоящему: неуверенность в собственных силах, постоянная учеба, ошибки, разочарования, первый успех и первый промах, умение бороться за лучшее, за правду, умение аргументировать собственную позицию и, наконец, умение нести ответственность за свои слова и поступки. А главное – желание делать это мир хоть немного лучше.
Девиз нашей республики: «Если не мы, то кто же?» Как бы хотелось, чтобы это стало определяющим постулатом жизни каждого нашего выпускника. А пока… пока мы делаем все возможное, чтобы так оно и получилось.

Заключение.
 
Мы прагматично смотрим на школьное самоуправление, понимая, что в школе много проблем, помимо этой «детской игры», понимаем также, что самоуправлением должны заниматься, прежде всего, взрослые – кому-то ведь нужно обучать, «зажигать», направлять. Но взрослым некогда – у них многочасовая нагрузка. Но, конечно же, желанием каждого из нас был бы тот самый незабываемый след в душе, оставленный работой в самоуправлении, который вспоминается выпускниками после школы (https://vk.com/pervayaborovskaya?w=wall-174336958_3356). Именно поэтому мы решили, что самоуправление в нашей школе обязательно быть должно – ведь это образ нашей жизни. Здесь вырастают и проходят становление настоящие люди.
 
  Коваль Ольга Алексеевна,
педагог-организатор МОУ «СОШ № 1 г. Боровск»
Категория: Обобщение опыта | Добавил: Администратор
Просмотров: 329 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0